|
Редакционная статья
Что мы строим проповедью?
Вестник ХВЕ в этом номере предлагает вашему вниманию сразу две проповеди американских проповедников: М. И. В. Аша «Господин жатвы» и Т. Д. Джейкса «Переломный момент». Это одни из лучших проповедей, произнесённых на Американском континенте в наше время. Каждая из них является не только откровением, но и посланием к последнему поколению пятидесятнических церквей Америки, ожидающему скорого пришествия Христа.
Решение опубликовать их было не случайным выбором, но сознательно рассчитанным на развитие критического, библейского мышления у наших пасторов и проповедников, имеющих дело с дарами Духа Святого, духовными служениями и пробуждениями. С этой задачей им не справиться рассуждая в младенческой манере, лишённой полутонов, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Такая методика рассмотрения духовных явлений традиционно приводит только к двум выводам: «от Бога» и «не от Бога», «принять всё сразу», или «сразу всё отвергнуть», да ещё и предать анафеме, назвать «ересью», что не приемлемо, чтобы другой младенец не попробовал. Такое мышление не должно быть у пастырей. Павел говорит как бы о себе: «А как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор. 13:11). Младенцы не в состоянии питаться плодами Дерева Жизни. Они в состоянии отличать плод только по признакам добра и зла. Но пора нам научиться рассуждать категориями духа жизни, чтобы различать Жизнь от смерти, что является только частью истины, или полноты, что является добавленным к истине, и чего недостаёт для полноты. Чтобы быть способными «не убавлять» и «не прибавлять» (Отк. 22:18-19), нужно знать все полутона Истины, составляющие полноту Духа Святого. А их не так уж много: всего семь (См. Ис. 11:2). Поэтому поспешим к совершенству: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21).
Вестник ХВЕ второй раз печатает проповедь архиепископа сирийской православной церкви из США. Чем вызван такой интерес к инославному проповеднику, крещённому Духом Святым со знамением иных языков? Не только тем, что он, будучи часто приглашаемым на конференции американских пятидесятников, впечатляет многих своим глубоким пониманием Писаний и уникальным опытом хождения в Духе. Есть ещё одна бесспорная ценность его проповедей, и это, наверное, главная причина, почему пятидесятнические церкви так охотно готовы слушать православного епископа. Он настолько правильно сориентировал себя на Христа, что в своей вере оказался открытым для слышания того, что Дух говорит церквам его поколения. Здесь нужно оговориться: имеется в виду слышание того, «что Дух говорит американским церквам». Слушаем ли мы сегодня, что Дух говорит церквам ХВЕ?
В Откровении Иоанна мы видим, что в Асии было семь крупных духовных центров, и к пастору каждого из них Дух Святой говорил особо. Тем не менее, и через две тысячи лет для нас, читающих Откровение Иоанна, в каждом из посланий есть непреходящая назидательная ценность, особенно в познании Господа и Его пастырской роли по отношению к церквам, так как Он остаётся вечным и неизменным Пастырем и Главой Церкви до сего дня.
Имея свой богатейший отечественный духовный опыт, мы относимся к служениям Аша и Джейкса не как к чему-то новому для нас, но как хорошо известному, может быть, к сожалению, умалённому служителями ХВЕ последнего времени. Старейшие братья, которые видели служения в Духе и в обрезании Христовом в период гонений, имеют сегодня возможность проанализировать современные служения дарами в необрезании. Такое служение дарами сбивает с толку даже и многоопытных братьев. Служения американских пятидесятников яркая иллюстрация смешения духовного с душевным и даже с плотским. Проповеди в церквах и во время крупных евангелизаций, как правило, сопровождаются культурными «пряностями», плотскими «солёностями», душевными «остротами», сдобренными умеренным юмором, одним словом, приправами, востребованными платёжеспособными прихожанами. Проповедник и не скрывает своей побочной цели: угодить слушающим, создать приятное впечатление, обеспечить посещаемость и сбор пожертвований (читатель поймёт, о чём идёт речь, посмотрев этих проповедников на видеозаписи).
В то же время сила помазания, которая пребывает на Аше и на Джейксе, проявляется в фонтанирующем потоке откровений от Духа Святого. При этом можно вполне проследить и отделить то, что он приготовил заранее в виде тезисов проповеди, от того, что изливается на него потоком свежего елея, как и написано о действии дара: «источник мудрости струящийся поток» (Пр. 18:4). Поэтому неподготовленный, не исполненный Духом или предвзято настроенный слушатель не успевает уловить и воспринять всего, сказанного проповедником. Почти во всех своих проповедях Аш и не старается скрывать, что он сам впервые слышит некоторые откровения в тот момент, когда проповедует. Можно наблюдать и такое явление, когда на проповеднике увеличивается помазание прямо на глазах, и он, распираемый славой Божьей, начинает петь свою проповедь. Это действие описано в Библии многократно: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике» (Ис. 5:1). «В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами
» (Суд. 5:1). «Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Евр. 2:12). «Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию» (Исх. 14:31; 15:21). «Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему
» (Чис. 21:17).
Мы даём себе отчёт в том, что помазание не отвечает за поведение сосуда, «Ибо дары и призвание Божье непреложны» (Рим. 11:29). Мы знаем по опыту, что благодать и дары могут не покидать, даже могут увеличиваться на согрешившем сосуде, как и написано: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак» (Рим. 6:1). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:7). Тем не менее, история пятидесятнической церкви пестрит примерами практики даров через неосвящённые сосуды, что всегда заканчивалось плачевно и для тех, кто это делал, и для тех, кто их принимал.
Очень важно знать, что пророчествующий или проповедующий, несмотря на всю полноту помазания, находятся на конкретном богословском основании и участвуют в реальном плане домостроительства, в который верят и в котором сами стоят. Дух Святой не может перешагнуть через их веру и говорить универсальные истины Божественной полноты вопреки тому, до чего они сами достигли. Поэтому в откровениях Аша (епископа Сирийской Православной Церкви) и в помазании Джейкса (епископа Ассамблеи Божьей) не стоит искать полного откровения для наших церквей, потому что они сами являются частью строения тех объединений, которые каждый представляет. Другое откровение для них было бы не по их вере, а значит, и не по совести, «а все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23).
Мы должны ясно давать себе отчёт в том, что, когда мы проповедуем или делаем дело, мы что-то строим, не зависимо от величины нашего помазания. Проект не зависит от мощности техники у строителей, и техника не должна изменять проект. Наш проект изложен Апостолом Павлом в его посланиях, и другого, промежуточного толкования проекта просто не должно существовать. «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным», «судия же мне Господь» (1Кор. 4:2,4). «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит» (1 Кор. 3:10).
Напомним самые общие черты Евангельского строения. Господь воздвиг нас «как живые камни», а устрояем мы из себя «священство святое» (1Пет. 2:5). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). «И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18; Еф. 4:15). «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7:23). Вот общие черты, характерные для плана домостроительства, которого придерживаются все пастыри ХВЕ.
Всё это можно выразить и другими словами. Мы призваны созидать себя в любви в полный возраст Христов посредством взаимно скрепляющих связей девятью дарами и пятью служениями, стараясь воздерживаться от смешения драгоценных материалов с земными, человеческими. К ним относятся: «дерево», «сено», «солома», «мякина», закваски: «фарисейская», «саддукейская» и «иродова». План осуществляется посредством поставленных в церкви Духом Святым пяти служений. Правильно устроенная церковь объединена в братство церквей веры евангельской. Так было от начала.
Что же строят многие западные помазанные проповедники, в том числе и епископы Аш и Джейкс? Чаще всего мы наблюдаем созидание индивидуальной духовности через обретение личных отношений со Христом через правильную веру, и это, несомненно, бесценный евангельский опыт! Мы наблюдаем также характерное для Запада на протяжении последних ста лет созидание независимого пасторского служения, которое можно в условиях американской свободы не только безпроблемно практиковать, но и выгодно предложить как собственный рыночный товар. Вот здесь мы сталкиваемся с иным строением. Пастор и прихожане, равно как и телезрители популярных христианских программ в Америке находятся во взаимной выгоде. Пасторы предлагают превосходную духовную пищу, а прихожане довольны, что сделали правильный выбор, кому платить за хорошую проповедь. Все довольны, и в то же время все друг от друга свободны. Деньги заменили взаимно скрепляющие связи. Всех устраивает помазание на «генералах Божьих», но устраивает ли этот проект Господа? Это ли имел в виду Господь, крестив Духом Святым и огнём всех членов первой общины, получившей признаки славного Тела Его?
Свобода от человеческого фактора, зависимости от денег, от влияния государства, приходят только через сораспятие Христу. Но эти черты домостроительства до сих пор не входят в планы у пастырей американских церквей. Этот западный принцип домостроительства на спине преуспевающего государства является полной противоположностью апостольской модели первой иерусалимской общины с теократическим принципом руководства.
Несмотря на всё сказанное выше, эти проповеди дышат помазанием свежего елея, постоянно искать которого так необходимо для всех проповедников и пастырей, чтобы обновиться нам духом ума и просветиться славой Божьей в лице Иисуса Христа.
|
|